Основные нормативные документы и принципы, на которые ориентируются учреждения дополнительного образования при разработке своих программ и определении качества образования.
Это своего рода "стандарты" в широком смысле, которые помогают обеспечить системность и эффективность образовательного процесса.
Вот ключевые из них:
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ):- Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых: Определяет, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, подготовку к профессиональному самоопределению.
- Статья 82. Организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам: Устанавливает, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам организуется и осуществляется образовательными организациями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
- Общие требования к образовательным программам: Закон устанавливает, что образовательные программы должны быть направлены на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся, творческого развития личности, сохранение здоровья обучающихся и их всестороннее развитие.
2.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей:Это
не обязательные стандарты, а методические рекомендации, разработанные Министерством просвещения РФ. Они служат ориентиром для разработчиков программ.
Основные принципы, которые они обычно подчеркивают:- Целевая направленность: Соответствие целям дополнительного образования (развитие творческих способностей, личности, профессиональное самоопределение и т.д.).
- Содержательная полнота: Соответствие содержания современным знаниям и требованиям в выбранной области, наличие практической составляющей.
- Возрастная адекватность: Учет психолого-возрастных особенностей детей.
- Методическое обеспечение: Использование разнообразных форм, методов и средств обучения, в том числе интерактивных и проектных.
- Результативность: Четкое определение ожидаемых результатов освоения программы (знания, умения, навыки, компетенции).
- Диагностичность: Наличие системы оценки достижений обучающихся.
- Практическая направленность: Связь получаемых знаний с реальной жизнью, возможностью применения.
Вариативность: Возможность адаптации программы под конкретные условия и потребности.
3.
Собственные образовательные программы Учреждения:Это главный документ, которым руководствуется учреждение. Каждая программа разрабатывается самим учреждением (педагогами, методистами) и утверждается директором.
В программе детально прописываются:
- Цели и задачи.
- Направленность (например, техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая, художественная).
- Сроки освоения, формы обучения, учебный план (количество часов по темам).
- Содержание обучения (разделы, темы, практические задания).
- Методы и формы работы.
- Ожидаемые результаты (что должен знать и уметь обучающийся).
- Формы контроля и оценки.
- Материально-техническое обеспечение.
4.
Локальные нормативные акты Учреждения:- Положение об оказании платных образовательных услуг: Определяет порядок предоставления услуг, права и обязанности сторон.
- Правила внутреннего трудового распорядка: Регулируют поведение работников.
- Правила для обучающихся (или Положение о внутренней дисциплине): Устанавливают правила поведения для детей на занятиях и территории Учреждения.
- Положение о качестве образования: Может содержать требования к педагогическому составу, методическому обеспечению, материально-технической базе.